Методика "Анализ и синтез условных изображений с помощью конструктора LEGO"

Методика «Анализ и синтез условных изображений с помощью конструктора LEGO»
Аннотация: Данная методика предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
В основе деятельности с детьми лежит формирование логических приемов мышления: анализа и синтеза, развитие которых необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе.
Методика «Анализ и синтез условных изображений с помощью конструктора LEGO» интересна тем, что, объединяет элементы рисования, игры и экспериментирования. Конструктор используется для нанесения изображения предмета на листе, после этого собирается объемная конструкция задумки, а на третьем этапе работы конструкция переводится в плоскостную модель – схему, соответствующую конструкции. На основе применения данной методики у ребенка развиваются интеллектуальные, творческие, конструктивные, способности.
Дети 6-го года жизни овладевают умением находить образы в окружающем мире и моделировать их на бумагу, используя при этом кирпичики конструктора LEGO. Они самостоятельно подбирают цветовые сочетания, форму, размер в соответствии с изображением, задумкой. А затем, опираясь на модель, рисуют схематическое изображение данной постройки.
У детей формируются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), а также стремление к самостоятельному творческому поиску образов для конструирования. Закладываются основы для формирования в дальнейшем предпосылок универсальных учебных действий. Развиваются психические познавательные процессы;  пространственные представления; мелкая моторика обеих рук.
Дети 7-го года жизни, свободно овладев моделированием штампами различных образов, создают на основе модели образа, модель (постройку)  из конструктора LEGO. Опираясь на модель, рисуют схематическое изображение постройки. Данная работа представляет собой сложную цепочку взаимосвязанных и взимообусловленных логических действий, выполнив их, ребенок самостоятельно получит оригинальный продукт своего труда.  Данная деятельность формирует предпосылки универсальных учебных действий у дошкольников, что является важным компонентом при подготовке ребенка к школе.
Методика «Анализ и синтез условных изображений с помощью конструктора LEGO» создает ситуацию, побуждающую детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в опыте лего-конструирования. Благодаря поэтапному формированию умений постоянно расширяется область задач, которую дети решают самостоятельно. Постепенно перед детьми выдвигаются более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества,  поиска новых подходов.
Педагог ориентирует  дошкольников на получение положительного оригинального результата, поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению. 
Цель: Развитие и саморазвитие  личности каждого ребенка через развитие творческих, конструктивных, интеллектуальных способностей дошкольников средствами легоконструирования.
Задачи:
Формировать:
- Формировать предпосылки универсальных учебных действий.
- Формировать навыки творческого мышления, основы инженерного мышления.
- Формировать умение преобразовывать напечатанную модель в постройку, а затем в схему и обратно.
- Формировать у детей умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
- Формировать умения детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели.
- Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
- Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску образов для конструирования.
Развивать:
- Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительное восприятие, воображение.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать мелкую моторику обеих рук.
- Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности анализа, синтеза, сравнения, классификации.
- Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников.
- Развивать у детей умение устанавливать связь между нарисованным образом объекта и выбором необходимых деталей конструктора для создания модели, совершенствовать навыки индивидуального  творчества.
Воспитывать:
- Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, выносливость, аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать интерес к конструированию из конструктора LEGO.
- Проявлять положительные эмоциональные эмоции и чувства при достижении поставленной цели.
Планируемый результат:
ребенок обладает  предпосылками универсальных учебных действий;
ребенок обладает навыками творческого мышления, основами прединженерного мышления;
ребенок умеет  преобразовывать напечатанную модель в конструкцию, в схему;
ребенок обладает стремлением к самостоятельному творческому поиску образов для конструирования;
ребенок умеет передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
ребенок умеет использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели;
ребенок обладает развитыми пространственными представлениями;
ребенок проявляет познавательную активность;
ребенок способен самостоятельно мыслить;
ребенок проявляет повышенный интерес к конструированию из конструктора LEGO;
ребенок обладает положительными личностными качествами: целеустремленностью, трудолюбием, выносливостью;
ребенок владеет умением создавать конструкцию на основе напечатанного образа;
ребенок обладает сформированными сенсорными эталонами: цвет, форма, величина.

Этапы реализации методики:
I. этап: Анализ и синтез условных изображений
Познавая предметы, ребенок определенным образом их расчленяет, выделяет в них и рассматривает отдельно те или иные их стороны, свойства, связи, то есть производит «анализ». Мышление вообще есть отражение по средствам абстракций. Задача педагога на этом этапе направить ребенка на установление каких-то отношений между зафиксированными в мысли предметами или их сторонами, свойствами, которые отличают его как часть совокупности предметов от других предметов, то есть произвести «синтез».

II. этап: Моделирование цепочки взаимосвязанных и взаимообусловленных логических действий
Ребенок овладевает навыками непосредственного замещения реальных предметов условным изображением модели. Кирпичиками LEGO на бумагу как штампами наносится модель плоскостного изображения–образа.

III. этап: Конструктивная деятельность по замыслу (образцу или условию) в плоскости, в объеме
Ребенок усваивает действия по самостоятельному построению модели по схеме. На плато собирается постройка-конструкция, максимально приближенная к смоделированному изображению, цвета кирпичиков LEGO используются те же, что и при моделировании.

IV. этап: Схематизация конструкции с учетом параметров и цветовых маркеров
Ребенок усваивает действия усовершенствованию предварительной схемы, максимально приближая ее к постройке-конструкции. Ребенок осваивает соотнесение «обозначаемое» (предмет, знак), «обозначающее» (форма и содержание). Опираясь на постройку-конструкцию, кирпичиками Lego штампуется схема. Для усложнения задания можно задать условие: воспроизвести в схеме вид спереди, сверху и сбоку (актуально только для объемного конструирования). Использовать для нанесения схемы ребенок может только те цвета, которые он использовал в конструкции.
Внутри каждого этапа есть ступени, позволяющие проследить логику развития познавательных способностей ребенка.
- овладение навыками непосредственного замещения частей, схем реальными предметами;
- освоение действий по освоению готовых моделей;
- освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем.
При работе с данной технологии используются задания, которые можно классифицировать по логике действий (усложнения – цвет, количество деталей, симметрия, плоскость, объем).

Реализация методики подразумевает усложнение заданий согласно возрасту детей:
Ребенок усваивает действия по усовершенствованию предварительной модели, максимально приближая ее к постройке-конструкции. Ребенок осваивает соотнесение «обозначаемое» (предмет, знак), «обозначающее» (форма и содержание). Опираясь на постройку-конструкцию, кирпичиками Lego штампуется схема. Для усложнения задания можно задать условие: воспроизвести в схеме вид спереди, сверху и сбоку (актуально только для объемного конструирования). Использовать для нанесения схемы ребенок может только те цвета, которые он использовал в конструкции.

Данная форма подразумевает усложнение:
Задание №1
1. Кирпичиками Lego Duplo (2-3 цвета) на бумагу как штампами наносится модель плоскостного изображения–образа (по замыслу ребенка или предложенному образцу);
2. На плато собирается постройка-конструкция, максимально приближенная к смоделированному изображению, цвета кирпичиков Lego используются те же, что и при моделировании
Задание № 2
1. Кирпичиками Lego Education (3-8 цвета) на бумагу как штампами наносится модель плоскостного изображения–образа (по замыслу ребенка или предложенному образцу);
2. На плато собирается постройка-конструкция, максимально приближенная к смоделированному изображению, цвета кирпичиков Lego используются те же, что и при моделировании
Задание ребенку дается по образцу или с условием.
Задание № 3
1. Воспроизводится плоскостная (объемная) конструкция;
2. Опираясь на постройку-конструкцию, кирпичиками Lego симметрично штампуется схема. Для усложнения задания можно задать условие: воспроизвести в схеме вид спереди, сверху и сбоку (актуально только для объемного конструирования). Использовать для нанесения схемы ребенок может только те цвета, которые он использовал в конструкции.
Задание № 4
1. Воспроизводится плоскостная (объемная) конструкция;
2. Опираясь на постройку-конструкцию, кирпичиками Lego симметрично штампуется схема. Для усложнения задания можно задать условие: воспроизвести в схеме вид спереди, сверху и сбоку (актуально только для объемного конструирования). Использовать для нанесения схемы ребенок может только те цвета, которые он использовал в конструкции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий