Инновационная деятельность

 «Веревочный парк» (тай-парк), как инновационная практика конструирования и моделирования в дошкольном образовательном учреждении»

Вопрос возрождения и активного развития инженерной школы в России сегодня обсуждается на самом высоком уровне. Необходимо формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста - в форме игры раскрывать их таланты.
Одной из новых методик работы с детьми дошкольного возраста  разработанной педагогическим коллективом нашего Детского сада стала  - «Веревочный парк», она интересна тем, что, объединяет физическое развитие с элементами конструирования, моделирования, математики.На основе применения методики «Веревочный парк» у ребенка развиваются интеллектуальные, творческие, конструктивные  способности.
Важно уже с дошкольного возраста создать условия для формирования физической активности и проявления познавательной инициативы у ребенка в интересной, привлекательной форме.
Детский веревочный парк, созданный в нашем детском саду, имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он даёт детям не только возможность лазить по веревкам, но и самостоятельно моделировать и конструировать, используя при этом стационарное оборудование детского сада: веранду, спортивное оборудование прогулочного участка, любые МАФы, объекты природы (деревья на участке).
Веревочный парк является хорошим средством не только для физического развития, но и для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, он активизирует мыслительные процессы дошкольника, логику, воображение. Данная методика предполагает самостоятельный поиск ребенком решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений.
В основе «Веревочного парка»  лежит деятельность по конструированию и моделированию, формированию математических представлений, логического мышления: анализа и синтеза, сравнения и обобщения, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Этапы методики «Веревочный парк»
I этап: «Поиск входа в веревочный парк», на этом этапе  дети знакомятся с авторским тренажером «Веревочный парк в чемоданчике». Материалом для веревочного парка служат веревки и резинка, карабины, канаты различного размера,  также вспомогательные материалы: кольца, мячи разного размера и цвета, дощечки и т.д.
II этап: «Моделирование двигательного маршрута» в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми: работа в парах, работа в тройках. На этом этапе ребята договариваются, моделируют собственный маршрут. Детям младшего дошкольного возраста предлагается уже готовый маршрут, либо готовый частично, что дает им возможность включиться в моделирование веревочного парка.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
    Рассматривание разнообразных каркасов и выбор необходимого каркаса (в зависимости от тех основных движений, которые будут развиваться).
    Выбор веревки, резинки (длина, толщина).
    Тренировка по закреплению веревки на каркасе с помощью морских узлов.
    Моделирование «веревочного парка» по образцу.
    «Рисование» собственных схем линий – натяжение веревок на каркас  (в зависимости от тех основных движений, которые будут развиваться).
     Практическая работа по закреплению веревок на каркасе по созданной схеме.
III этап: Освоение двигательного маршрута в сотрудничестве со взрослым. Этот этап реализуется на занятии по физической культуре, на прогулке с педагогом.













ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММИРУЕМЫХ
 РОБОТОВ BEE-BOT
Современной мировой тенденцией стал своеобразный обмен опытом, предъявление лучших результатов, достижений в науке, инженерии, математике среди школьников, студентов. Формы обмена опытом самые разные: чемпионаты, фестивали, турниры, проходящие как внутри страны, например Science Fair (Научная ярмарка), проводимая ежегодно в США в Белом Доме при поддержке президента [1], так и в форме чемпионатов мирового уровня, например WorldSkillsНаука – двигатель экономики любой страны. Это бесспорно и неоднократно доказано практикой. Начало формирования компетентностей, необходимых для уверенного старта ребенка (социальной, информационной, деятельностной) приходится на дошкольное детство.
Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования звучит «…обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей» [2]. Важную роль в решении этой задачи играют современные средства обучения, специализированные компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы, позволяющие значительно расширить спектр задач, решаемых в рамках образовательной деятельности. При использовании современного образовательного оборудования педагоги могут проводить совместную деятельность с детьми на другом, более качественном уровне, формировать математические навыки, познавательную активность у детей с различными познавательными способностями.
Электронные образовательные ресурсы должны стать необходимой составляющей образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, которую можно считать новым способом передачи знаний, соответствующим качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Это является мощным стимулом для развития технических навыков и стремлений детей, начиная с дошкольного детства. Перед педагогами стоит задача – поиск способов работы с оборудованием, которые позволят подрастающему поколению научиться жить и работать в качественной новой среде, пользоваться ею и адекватно воспринимать её реалии. И даже если его профессия не будет связана с инженерией, наукой, космосом …жизнь современного человека ежечасно наполняется новыми техническими средствами, механизмами передачи, хранения информации, передвижения и воспроизведения.
При выборе электронного образовательного ресурса важно оценить его образовательный потенциал с позиции целесообразности использования в обучении детей дошкольного возраста. Одним из таких механизмов, недавно пришедшим на российский рынок, но уже полюбившимся многим педагогам, стал программируемый Bee-Bot. Это простейший программируемый робот, предназначенный для использования детьми с трех лет. Bee-Bot имеет простое управление и дружелюбный дизайн пчелы. Управление происходит при помощи нажатия на кнопки вперед - назад (точное перемещение с шагом 15 см), вправо или влево (угол поворота на 90 градусов). Для выполнения маршрута роботу задается программа действий.
Bee-Bot предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей, учит детей определять последовательность своих действий и контролировать их, развивает мышление и воображение. В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить разнообразные занятия: математику, путешествия по городу, стране, иностранный язык и другое. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).
Bee-Bot можно включить в образовательную деятельность как средство, он выступит проводником, позволяющим реализовать практически любую современную технологию. Вместе с детьми он путешествует по карте, по реке времени, является проводником на пути этапов образовательного Квеста. Безусловно, для такого широкого спектра деятельности необходимы специальные тематические игровые поля.
Одним из преимуществ обучающих первороботов Bee-Bot является отсутствие технической привязанности к определенному полю, выпущенному компанией-производителем. Это дает возможность педагогу совместно с детьми, родителями включиться в изготовление полей по собственному замыслу. Одно и то же нарисованное, напечатанное поле может стать иным с внесением дополнительной атрибутики. Например, поле с изображением водной глади может стать морем с рифами, и островом посередине, завтра – Мировым океаном с пятью континентами, до которых нужно добраться, послезавтра – «картой сокровищ».
Второе преимущество перворобота – его форма. Она округла, удобна для детской руки, кнопки широкие и яркие. Дизайн «костюма» Bee-Bot легко поменять в соответствии с замыслом. С помощью ножниц и бумаги можно нарядить перворобота танком, космическим кораблем или машиной, бабочкой или африканским слоном, что активирует новые умения детей: для того, чтобы костюм подошел, нужно измерить Bee-Bot, произвести расчеты, нарисовать чертеж, что позволяет ему приобрести первичные конструкторские навыки.
С появлением в дошкольных образовательных организациях нового электронного обучающего оборудования роль педагога учреждения дополняется новыми компетентностями - быть преподавателем нового типа, уметь самому учиться и пользоваться современными информационно-коммуникативными технологиями. Педагог должен использовать такие методы обучения, которые способствовали развитию личности ребенка дошкольного возраста, обладающей широким кругозором, способной к самовыражению и творчеству. В этом случае хочется отметить третье преимущество перворобота - простота использования Bee-Bot. Для его внедрения в образовательную деятельность не требуются специальные навыки и курсы повышения квалификации.
Ну, и наконец, необходимо «помнить, что далеко не все действия ребенка должны быть результативными: чем меньше ребенок, тем больше его привлекает процесс» [3,42]. Не нужно также забывать, что чем старше ребенок, тем сильнее его интересует результат деятельности. Работа с Bee-Bot позволяет достигать и результатов, и наслаждаться процессом программирования. Ребенок может отследить результат работы мгновенно, тут же перепрограммировать робота в случае неудачи, что формирует навык заканчивать начатое. Это четвертое преимущество перворобота.
Использование перворобота Bee-Bot в образовательной деятельности привлекает в детский сад всех участников образовательных отношений, делает занятия увлекательными, запоминающимися и для детей, и для родителей, и для педагогов. Именно дошкольники берут на себя главенствующую роль в программировании робота, совместно решают поставленные задачи, на равных договариваются об очередности действий с взрослыми и сверстниками, развивая при этом социально-коммуникативные навыки.


АНАЛИЗ И СИНТЕЗ УСЛОВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА LEGO
Аннотация
Популяризация научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий – важная задача любого государства на сегодняшний день. В данной статье представлена инновационная методика «Анализ и синтез условных изображений с использованием конструктора Lego», которая уже на уровне дошкольного детства позволяет сформировать навыки логического мышления, популяризировать научно-техническое творчество и повысить престиж инженерных профессий среди детей.
Ключевые слова: STEM-навыки, методика, дошкольное детство
С 90-х годов XX века в мировом сообществе особое внимание уделяется воспитанию STEM-навыков у детей, начиная с самого раннего детства. STEM – аббревиатура, означаемая кооперацию науки, технологии, инженерии и математики, используется в Соединенных Штатах и других странах. В Соединенных Штатах данной аббревиатурой пользуются при разработке образовательных проектов, которые призваны решить проблемы недостатка квалифицированных кандидатов для высокотехнологических рабочих мест. STEM в целом поддерживает расширение изучения инженерии на каждой ступени образования, начиная с начальной школы (с четырех-пяти лет). Если провести аналогию – между формированием STEM-навыков и навыков, необходимых для развития инженерного мышления, то в широком смысле слова – это синонимы. Неоспоримо, что человек с развитием инженерным складом мышления должен владеть математическими знаниями, владеть технологией, быть в курсе современных разработок в области науки, инженерии, а главное – синтезировать эти знания и умения в новый продукт [1].
Вопрос возрождения и активного развития инженерной школы в России сегодня обсуждается на самом высоком уровне. Необходимо формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста - в форме игры раскрывать их таланты. Конструкторы LEGO способствуют формированию и развитию прединженерного мышления уже на уровне дошкольного образовательного учреждения. В нашем детском саду LEGO используются во всех видах детской деятельности.
Одной из новых методик, разработанной педагогическим коллективом нашего объединения (МАДОУ «Детский сад № 9» г.о. Первоуральск, Свердловская область), является методика «Анализ и синтез условных изображений предметов с использованием конструктора LEGO», она интересна тем, что, объединяет элементы рисования, игры и экспериментирования, элементы [2].
Данная методика предназначена для работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста.  В основе ее лежит деятельность по формированию логического мышления: анализа и синтеза, сравнения и обобщения, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
На основе применения инновационной технологии «Анализ и синтез условных изображений предметов с использованием конструктора Lego» у ребенка развиваются интеллектуальные, творческие, конструктивные,  способности.



Дети 6-го года жизни овладевают умением находить образы в окружающем мире и переносить ихштампами на бумагу, используя кирпичики Lego. Дети самостоятельно подбирают цветовые сочетания (в пределах предложенных цветов), форму. Таким образом, у детей формируются сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), а также стремление к самостоятельному творческому поиску образов для конструирования. Закладываются основы для формирования в дальнейшем предпосылок универсальных учебных действий. Развиваются психические познавательные процессы, пространственные представления, мелкая моторика обеих рук.
После того, как ребенок штампами изобразил композицию – он собирает ее конструкцию согласно изображенной композиции, используя те цвета кирпичиков Lego, которые он использовал в первом этапе работы. У ребенка развиваются мыслительные процессы – внимание, сравнение, анализ. Зачатки умозаключения развиваются тогда, когда он понимает, что композиция и конструкция могут не совпадать по форме, креплению деталей (из-за технических возможностей конструктора). Ребенок учится конструктивно выстраивать образ, приближая постройку к своему первоначальному замыслу, запечатленному в напечатанной композиции.
Дети 7-го года жизни, свободно овладев рисованием штампами различных образов (по замыслу, по образцу, по условию), овладевают умением создавать на основе нарисованного штампами образа, конструкцию из LEGO. А затем, опираясь на конструкцию, штампуют схему кирпичиками LEGO Education, переносят конструкцию в схему точно, как зеркальное изображение, это может быть вид спереди, вид сверху или сбоку. Использовать для схемы ребенок может только те цвета, которые заложены в конструкции. Это третий этап  технологии. Данная работа представляет собой сложную цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных логических действий, выполнив их, ребенок самостоятельно получит оригинальный продукт своего труда.  Данная деятельность формирует предпосылки универсальных учебных действий у дошкольников, что является важным компонентом при подготовке ребенка к школе.
Методика анализа и синтеза условных изображений предметов с использованием конструктора LEGO создает ситуацию, побуждающую детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности. Благодаря поэтапному формированию умений  постоянно расширяется область задач, которую дети решают самостоятельно. Постепенно перед детьми выдвигаются более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов.
Педагог ориентирует дошкольников на получение положительного оригинального результата, поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению. Данная методика предполагает самостоятельный поиск ребенком решения возникающих проблем, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Реализация методики подразумевает усложнение заданий согласно возрасту детей:
I ступень 5-6 лет, первое полугодие
Дети используют детали LEGO конструктора как штампы для рисования знакомых образов из ближайшего окружения, понятных и знакомых детям (2-3 цвета). После изображения композиции дети собирают постройку – конструкцию (можно использовать конструктор LEGO Duplo, LEGO Education), максимально приближая ее к композиционному изображению, цвета кирпичиков используют те же, что и заложены в композиции.
II ступень 5-6 лет, второе полугодие
На второй ступени дети используют 4-7 цветов (Lego Education). Задания даются по предложенному образцу или с условием. Конструкция собирается согласно предыдущим условиям.
III ступень 6-7 лет, первое полугодие
Дети собираю конструкцию из кирпичиков LEGO (предлагается 3-4 основных цвета) по замыслу, образцу, или с условием. Затем, опираясь на конструкцию, штампуют схему кирпичиками LEGO, переносят конструкцию в схему точно, как зеркальное изображение, это может быть вид спереди, вид сверху или сбоку, то есть тот вид, который максимально раскрывает замысел постройки. Использовать для схемы ребенок может только те цвета, которые заложены в конструкции.
IV ступень 6-7 лет, второе полугодие
Дети используют детали LEGO конструктора как штампы для рисования (5-7 цветов, используем конструктор LEGO Education). Задание выполняется по замыслу, по образцу или с условием. После изображения композиции дети собирают постройку-конструкцию, максимально приближая ее к композиционному изображению, цвета кирпичиков используют те же, что и заложены в композиции. Затем, опираясь на конструкцию, штампуют схему кирпичиками LEGO, переносят конструкцию в схему точно, как зеркальное изображение, это может быть вид спереди, вид сверху или сбоку, то есть тот вид, который максимально раскрывает замысел постройки. Использовать для схемы ребенок может только те цвета, которые заложены в конструкции.
При использовании данной технологии дети:
- получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширяют свои представления об окружающем мире;
- развивают мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- развивают пространственное воображение;
- развивают внимание, память, способность сосредоточиться;
- развивают творческие способности, эстетическое восприятие;
- развивают логическое и аналитическое мышление (умение мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое).

«LEGO-лэпбук»
LEGO-лэпбук, как средство обучения детей, может рассматриваться как особая форма организации для освоения нового содержания, обладает не только наглядной, но и практической основой, то есть ребенок не только видит и слышит, но и имеет возможность действовать и взаимодействовать, играть, конструировать и познавать, исследовать и получать массу положительных эмоций.
LEGO-лэпбук:
- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять, последовательно выстроить и освоить тематический  материал;
- способ возврата и при необходимости повторения (закрепления) освоенного содержания;
- возможность организации как самостоятельной деятельности детей с учетом их интересов и потребностей, так и в малых группах;
LEGO-лэпбук может быть использован в работе с детьми от 3 лет до 7 лет и обеспечивает:
- развитие познавательной активности, любознательности у дошкольников;
- развитие конструктивных навыков;
- формирование умений детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели;
- развитие у детей умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, совершенствовать навыки индивидуального и коллективного творчества;
- развитие коммуникативных навыков общения с взрослыми и сверстниками в процессе игрового взаимодействия (дидактических, конструктивных, логических игр), чтения художественной литературы; умение работать в паре, подгруппе; группе; мелкой моторики пальцев и кистей рук; творческих и интеллектуальных способностей в процессе познавательно-поисковой деятельности;
- развитие математических представлений дошкольников;
- способствует проявлению стремлений у дошкольников к самоутверждению, признанию своих достижений среди окружающих;
- удовлетворяет потребность ребенка в игре, в свободном выборе детских видов деятельности.
LEGO-лэпбук представляет собой интерактивную, самодельную тематическую папку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками, конструктивными моделями, схемами, чертежами, лабиринтами и т.п., подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, развить конструктивные навыки, обогатить опыт создания конструктивных моделей различной конфигурации, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Также ребенок будет иметь возможность, в случае необходимости, реконструировать какую – либо модель в зависимости от накопленных представлений, впечатлений, расширения собственных конструктивных возможностей.
Лэпбук – это своего рода способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.
Алгоритм работы с лэпбуком
Этапы
Последовательность деятельности
1 этап
Беседа-рассуждение «Что мы знаем и не знаем о … (животном, растительном мире, транспорте, правилах безопасности, городе, космосе и т.п.)
2 этап
Постановка цели  (узнать…).
3 этап
Обсуждение и отбор предстоящих игр, игровых упражнений.
4 этап
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала.
5 этап
Отбор деталей конструктора, создание схем, чертежей создания тех или иных построек, образов, предметов.
6 этап
Уточнение особенностей внешнего вида игры и игровых атрибутов
7 этап
Совместное  с детьми планирование предстоящей работы:
(Что будем делать? В какой последовательности? Какое оборудование и материал будем использовать?)
8 этап
Распределение обязанностей (кто, чем будет заниматься)
9 этап
Совместное изготовление игр (при необходимости педагог оказывает помощь)
10 этап
Обговаривание или придумывание правил игр
11 этап
Моделирование созданных игр, игровых атрибутов, конструктивных игр, конструктивных моделей, художественных и литературных средств и т.п.  на папке-ширме.
12 этап
Мы играем! (В игры разные играем – правила все мы соблюдаем)
13 этап
Беседа – рассуждение «Чем еще можно дополнить конкретную игру, пособие, конструктивную модель и т.п., что поменять, как усложнить, чтобы она стала интереснее»
14 этап
Речевая разминка «Я узнал, что…»

По прошествии определенного времени, когда дети хорошо освоят имеющиеся в лэпбуке конструктивные игры, можно устраивать турниры, соревнования, направленные на развитие умственных способностей, быстроты, ловкости, находчивости. Также рекомендуется провести рейтинг популярных игр среди детей определенной группы, менее популярные игры можно модифицировать основываясь на рассуждениях, обсуждениях, предложениях детей, и, конечно же, с активной их практической помощью.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  - В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

В современном технологичном мире педагог стремится применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм  в практике дошкольного образования можно считать Квест.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов через реализацию определенного сюжета.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.
Но образовательный квест, проводимый в рамках только конкретной дошкольной образовательной организации, будет искусственно ограничен знанием особенностей субъектов образовательных отношений. Для расширения круга коммуникативного, творческого и  интеллектуального взаимодействия, повышения заинтересованности и достижения значимого, позитивного результата образовательного квеста, педагоги МАДОУ № 9 стремятся к привлечению    социальных партнеров, обладающих рядом компетентностных составляющих.
Так при подготовке, организации и проведении Стендапа (2015г.),  Образовательного квеста  по лего – конструированию (2016г.), Техно-квеста (2017г.)   главными социальными партнерами являлись родители. Они выступали и в роли равноправных партнеров, в роли помощников, в роли консультантов.  
Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Выполнение интеллектуальных заданий в рамках определенной темы требует от них четкого и быстрого принятия решений, достаточно высокого уровня стрессоустойчивости. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды. Такое накопление опыта работы в команде и обмен им возможен только при привлечении социальных партнеров: команд детей под руководством опытных педагогов (объединение МАДОУ «Детский сад № 37; лицей № 21 г. г. Первоуральска).  Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Чем больше опыта общения и взаимодействия с другими дошкольниками и младшими школьниками, а также педагогами будет накапливаться у воспитанников нашего детского сада, тем быстрее будут осваиваться современные технологии.   
Также при подготовке к образовательному квесту (на этапе освоения педагогами и воспитанниками нового информационного оборудования (биботы, проботы) были привлечены  для обучения первоначальным  навыкам работы с информационным оборудованием сотрудники – педагоги
Таким образом, привлечение к сотрудничеству заинтересованных социальных партнеров способствует  превращает каждого Квеста в уникальный продукт. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений
Не смотря на достигнутые положительные результаты образовательных квестов, мы стремимся к расширению круга социальных партнеров, привлечению к данному виду образовательной деятельности как можно большего количества детей, педагогов, родителей.













Комментариев нет:

Отправить комментарий